МАРТ

Современное наименование марта пришло к нам из Византии. А до этого в Древней Руси его величали «брезень» – злой для берез, так как в этом месяце жгли березу на угли. В русском народном календаре назван март протальником. Талая вода – «снежица», по народному поверью, целебна. Ею мыли полы в доме, поливали цветы, стирали в ней белье, снятое с больных людей. И стены дома обновлялись, набирали силу домашние растения, а больного человека оставляла хвороба и худоба. Известны и другие названия этого месяца, связанные с явлениями природы: зимобор, каплюжник, сухий (от ветров высушивающих влагу), берeзол или березозол, пролетний – с этого месяца начиналась весна, предвестница лета. Хотя сам март – не весна, а предвесенье. Другие славянские названия: бржезень, марзец, сушец, позимский, третник (то есть третий). У древних славян год распался на две половины: – летнюю и зимнюю – и начинался с первого вешнего марта. Считалось, что именно с этой поры природа пробуждается от зимнего сна к жизни.Еще март называли: солнечник, солногрей. В народе о нем говорили: каплюжник, капелюжница, капелюшница, капельки, капитель, капельник. Дорогорушителем, водотоком звался март из-за быстрого снеготаяния и появления на земле первых проталин и прогалин, разрушения зимних путей-дорог – «снега плющит настом». Свистуном, свистухой и ветроносом нарекли его за свист холодного ветра. В марте от земли теплый парок поднимается – отсюда появилось еще одно название – парник. Этот месяц прозвали огородником, потому что «на огород позвал», пора замачивать семена и проверять их на всхожесть. Март также – весновка и весновей. Величали март и наследником февраля, младшим братом и позимьем, перезимником и зимобором. Он же и катыш – торопись на санках накататься вволю. Звался март также предвесеньем и преддверием апреля, пролетным и пролетьем, а еще грачевником. Разнопогодник он потому, что коварен. Украинское название – березень. Происходит, очевидно, от старинного названия «березиль» или «березоль». Эти названия символизировали старинный промысел – заготовку березовой коры и золы. Из березовой коры получали ценный дёготь, а зола хорошо удобряла почву. Еще до середины 19-го века «березнем» называли следующий за ним месяц, т.е. «апрель». Отметим и другие интересные названия – «марец», «зимобор», «соковик», «капельник», «протальник», «красовик», «красный месяц». По народным представлениям весна полностью вступает в свои права только после 14 марта, дня святой Евдокии. Первыми признаками наступления весны принято считать движение соков в стволах деревьев, распускание почек. Еще не скоро зацветут первые цветы, а уже начинает оживать природа. Поэтому весну и называют «благодатная», «всеоживляющая». 1 марта – Мученников Памфила пресвитера, Валента (Уалента) дьякона, Павла, Маруфы, Мариамна, Маремьяна Праведная, Маремьяна-Кикимора. Этот угодник считается заступником от злых духов. В средневековой Руси в этот день встречали Новый год, и традиция не работать 1 марта сохранялась до XIX века. Новичок, первый день весны, календарный день рождения весны снежной. О погоде 1 марта говорили: Вздел Ярило зиму на вилы. Если с первых дней весна разгульна, незастенчива – обманет, верить нечего. 2 марта – Великомученика Феодора Трона. Федор Тирон. Великомученику Феодору Федору молились об отыскании украденных вещей и пропавших людей. На Федора серая ворона начинает строить гнездо. 3 марта – Святого Льва, папы Римского. Преподобного Косьмы Яхромского. Кузьма. Вылет бабочек-крапивниц. В этот день “серая ворона начинает строить гнездо, а плотва брать насадку с полводы”. У лесных жителей – зайца, ласки, куропатки – период линьки. 4 марта – Мучеников Максима, Федота, Исихия, мученицы Асклипиодоты. Казимир, Федор. У Казимира, – говорили, – неуверенная вера. На святого Казимира выйдет жаворонок из пера. 5 марта – Евтропия. Мчч. Аммии и Амфила. Прп. Исидора Александрийского. Лев. На Льва Катанского не принято было глядеть на падающие звезды, так как это приносит беду. Худая примета заляжет на душу того, кто завидит падающую звезду – она предвещает худое. Говорили, что тот, кто в этот день заболеет, тот проболеет долго. Наблюдали за птицами: утром кричит синица – к морозу. Если в оттепель курочка водички у порожка напьется, то быть весне дружной и теплой. 6 марта – Преподобного Тимофея; Святого Евстафия, архиепископа Антиохийского. Тимофей-весновей. Дожить до Весновея, а там зима не страшна. Как ни злись метелица, все же весной веет. По Тимофею – весна. 7 марта – Обретение мощей мучеников, иже во Евгениевых. Мученика Маврикия и иже с ним, Преподобного Афанасия исповедника. Афанасий, Маврикий. В этот день ели «черную уху» – суп, где мясо варилось в огуречном рассоле с примесью разных пряностей и кореньев. Как зима ни злится, все равно весне покорится. На Маврикия грачи прилетают. 8 марта – Священомученника Поликарпа, епископа Смирнского. Поликарп. Пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками. С 8 по 15 марта не исключено возвращение холодов. Март месяц любит куролесить: морозом гордится и на нос садится. В это время начинается движение соков в кленах и березах. 9 марта – Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Иванов день, Иван Будный. Утро года. И март на нос садится (мороз). Птица оборачивается к гнезду, дети – к хлебу, а мужья – к женам и к работе. Птичье потенье, гнезд обретенье. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне домов – к холодному лету. В день Обретения птица завивает гнездо, а перелетная летит из стаи. Птица гнездо обретает, на речках клев – большой улов 10 марта – Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского. Тарас-кумошник, Тарасий Бессонный. Святитель Тарасий слывет под именем Кумошника, так как, с этого времени начинает нападать на людей кумоха – вешняя дрема, т. е. лихорадка. Весь день хочется спать. Современная медицина объясняет это как весенний авитаминоз. С этого дня не рекомендуется спать днем, чтобы не напала кумоха – лихорадка. Этот день – самый поздний срок появления проталин и средний срок их появления на севере. Считали, что если сорвется с петель дверь – это к большой беде: к пожару или мору. Уже набухают почки – весну чуют. Если кукушка закукует весной сильно и часто – тепло не за горами. 11 марта – Свт. Порфирия, архиеп. Газского. Порфирия. Если на Порфирия зола в печи скоро тухнет – быть оттепели. Голуби воркуют парочками, и воробьи тоже галдят – места гнезд делят. Можно провести опрыскивание против вредителей и болезней. 12 марта – Преподобного Прокопия Декаполита, исповедника Фалалея Сирийского. Прокоп Перезимник, Прокоп Дорогорушитель. Прокоп зимний (25 ноября) дорогу прокопает, а Прокоп перезимний дорогу рушит. 13 марта – день преподобного Василия. Василий Капельник. Его называют Капителем, или Капельником, потому что в это время начинается весеннее тепло, оно проявляется капаньем с крыш и вообще с высоких мест, где начинает таять снег. Этот день еще называют Василий Теплый, Василий Исповедник. Считалось, что в этот день весна полностью забирает свое право от зимы. Вершина позимья, солнечник, капельник, капельки, каплюжник. Василий с крыши капает – землю мочит. 14 марта – преподобной мученицы Евдокии. Евдоха. По старому стилю этот день считается наступлением весны (1 марта ст.стиль). Люди праздновали его очень весело и торжественно как великий народный праздник, отчего и св. Евдокия получила прозвание Весновки. С этого времени начинают дуть весенние ветры, важнейшие показатели приближающейся весны; отсюда также св. Евдокию называют Свистуньей. Еще св. мученица Евдокия называется в народе Плющихой оттого, что в это время, как говорят, снег плющит на столе, т. е. начинает таять и при этом оседает. Другое название – Евдокия-Замочи Подол. По старому обычаю днем св. Евдокии оканчиваются сроки зимних наймов и начинаются весенние; потому при новых сроках говорят: С Евдокии до Егорья; с Евдокии по Петров день. По состоянию погоды в день Евдокии наблюдают о погоде целого года: Коли Авдотья красна – и весна красна. Пришла Евдокия – крестьянину надежда. Люди в этот день в особенности следили, какой будет погода, чтобы запрогнозировать весну и лето. Если видели ласточку, то швыряли у нее комочек земли, приказывая: На тебе, ласточек, на гнездо! 15 марта – Священномученика Федота, епископа Киринейского. Федот – ветронос. Ожидается последняя оттепель. Пословица – Федот, да не тот – применяется к этому дню, когда вместо оттепели случается мороз. На Федота мороз – все сено снесешь (так как долго не будет травы). На Федота – сумёты (сугробы). 16 марта – Мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска. У лесных зверей появляется приплод – настовики (ровесники наста). В это время размножаются земноводные. 17 марта – преподобного Герасима. Герасим Грачевник. Этого угодника называют грачевником, так как часто в день его памяти прилетают из теплых стран первые весенние птицы – грачи. В этот день, в знак радости видеть этих залетных пернатых гостей, хозяйки пекут грачей из теста, и говорят, что Герасим к нему грачей нагнал. Герасим Грачевник грача на Русь ведет. Грачи весну на крыльях приносят. Грач на горе – так и весна на дворе. 18 марта – Мученика Конона. Конон Огородник. День Конона, опекуна всех коней и конюхов. Хозяева пили водку и за Конона и за коней. С Кононового дня начинается весенний сонцеворот – день уже “перевешивает ночь”. Этот угодник называется и Оградником, и о нем говорили: Хотя бы в день Канона Градаря была и зима, начинай пахать огород, и только почни в этот день, непременно огород будет добр и овощу будет много. Женщины перебирали огородное семя. Трясогузка возвратилась раньше обычного – к теплой весне. 19 марта – 42-х мучеников Амморейских. Преподобного Аркадия Кипрского. В этот день прилетает аист. По многолетним наблюдениям, в среднем именно в этот день в Киев часто прилетают грачи. Если в этот день мороз, то будет еще сорок утренних заморозков. 20 марта – Священомучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Агафодора, Еферия и прочих. Василия Капителя или Капельника. С этого дня начинает с крыш капать, т. е. наступает весна. С Василия весна идет. С крыш капает, а за нос цапает. 21 марта – Преподобного Феофилакта, епископа Никодийского. Феофилакта. Вешнее равноденствие, астрономический день рождения весны. Придет солнышко и к нашим окошечкам. Если облака высоко и плывут быстро – к хорошей погоде. 22 марта – 40 мучеников. Сорок сороков. Вторая встреча весны (первая была 15 февраля – на Сретенье). День 40 великомучеников – 40 птиц прилетают. День массового прилета – «сорока сороков» – птиц. С этого дня может начаться настоящая весна, а потому матери выпекали из теста по сорок “жаворонков” или “голубей” и отдавали детям, чтобы они, ходя улицами, звали птиц из стаи. В других местах выпекали такое печенье, которое напоминало птиц, относили соседям, чтобы лучшее неслись гуси и высиживали яйца. Если дети увидят диких гусей впервые, бросают им соломку, приговаривая: „гуси, гуси, нате вам на гнездо, а нам на тепло». Болгары пьют в честь сорока мучеников сорок чаш вина и пекут кравайче. 23 марта – Мучеников Леонида, Кондрата, Павла, Виктора, Василисы, Галины; преподобной Анастасии. Холодный ветер в спину – не выжить зиму. Когда в лунку бегут весенние ручьи, хорошо ловится плотва. 24 марта – Святого Софрония, патриарха Иерусалимского. Святого Ефимия, архиепископа Новгородского. Если утром трава сухая, к ночи жди дождя. Если птицы летят на конопляник, будет урожай конопли. 25 марта – Преподобного Феофана, Сигрианского исп. Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Преподобного Симеона Нового Богослова. Феофанов день. Феофан проломи наст. На св. Григория лягушки начинают квакать. 26 марта – Перенесение мощей святого Никифора, патр. Константинопольского. Никифора. Если облака плывут быстро и высоко – верный знак: быть хорошей погоде. Тропинки чернеют, снег тревожится. Когда весна красными днями сгоняет снег – родится хлеб. 28 марта – Мучеников Агапия, Дионисия, Александра. Прилет чаек – к вешнему теплу. Если перелетная птица течет стаями – к дружной весне. Если в эту ночь мало звезд на небе, будет ненастье. 29 марта – Мучеников Савина и Папы Серапиона, архиепископа Новгородского. Саввин день. Если на Саву рано утром небо безоблачное, а с восходом солнца появляются маленькие кучевые облака, которые после обеда исчезают, – в Алексея и Трофима погода будет хорошей. 30 марта – Преподобного Алексия, человека Божия. Алексей-теплый. Алексея называют Теплым, потому что в это время усиливается весенняя теплота и начинает таять и вода стекает в низменные места. Поэтому и замечют: “Алексея человека Божия – с гор потоки”. – “Алексея – с гор вода”. Биологический приход весны считался на Алексея. Этот день так и называли в народе – Теплый Алексей, на которого “рыба щука уже хвостом лед разбивает”, так как даже в лесных озерцах начинает трещать лед. В этот день варили сорок вареников. Но наиболее символическим был обряд “топтать хохлатку (ряст)”. Считалось, что тот, кто ранней весной потопчет его, – обезопасит жизнь и здоровье на протяжении года. Поэтому все, даже пожилые и хлипкие, выходили в поле и, притопывая ногами по зеленым всходам, говорили: “Топчу, топчу хохлатку (ряст). Дай, Божье, потоптать и того году дождать!”.На Алексея гадают об урожае и о том, будут ли роиться пчелы. На Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается. 31 марта – Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Мучеников Трофима и Евкарпия. Кирилла. В это время часто портится дорога, и бывают заморозки. Кирилла, – говорили, – Евдоха обманула – пригласила в госте, а сама кости греет. Считалось, что в последний день марта и первый день апреля грязь прилипает к одежде тех людей, чьи помыслы недостаточно чисты.