МАЙ

Май народный календарьМай (лат. Maius), назван по имени римской богини Майи, матери Меркурия, олицетворявшей расцветающую природу и плодородие. Есть также версия, что в основе названия имя не римской, а греческой Майи — богини гор, которые в это время покрываются зеленью. Англосаксы называли май "тримилком" — с мая коровы начинали доиться трижды в день. Датчане — "блумаандом". Славянское и украинское название — травень. Славяне также звали его пролетным. Другие названия: травник, травный, светозарник, розовоцвет, розацвет, цветень, светодень, птичий пересвист, соловьиный месяц, кветень, розоцвет, розняк, велик травен, шевой или швибан, майский. Было и еще одно название — ярець (в честь славянского бога солнца Ярилы). Кстати, близкие по происхождению названия и у многих других славянских народов. Скажем, у болгар и чехов это — “травен”, сербов и хорватов — “май”. 1 мая — Преподобного Иоанна, ученика святого Григория Декаполита. Мучеников Виктора Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана. Святого Космы исп. Кузмин день, Кузьма. Первые грозы, кукует кукушка, зеленеет береза. В этот день было принято сеять морковь и свеклу. Первым майским дождиком смачивали голову, чтобы волосы росли, как майская трава. Зацветание ивы-бредины указывает на начало сева редиски и моркови, лука и укропа. Перед посевом в емкости, в которых лежали замоченные семена, бросали медные деньги. Иногда три утренних зари семена замачивали речной водой с росой. 2 мая — Преподобного Иоанна Ветхопещерника. Инна Ветхопещерника, Иоанн Ветхопещерник, Виктора, Ивана Старопечерника На Ветхопещерника обновляй новинку (холст). Кусок нового холста расстилали на поляне, раскланивались во все стороны и, повернувшись на восток, говорили: "Вот, тебе, матушка-весна, новая новина". Затем клали на холст пирог и уходили в надежде, что матушка-весна за такие подарки позаботится об урожае льна, конопли и ржи. В этот день женщины выносили к речке или к прудам натканные за зиму и весну свитки, смачивали их в воде, сбивали праниками и сушили (белили) на солнце, время, от времени окропляя водой. Во время ее цветения прекращает ловиться налим. 3 мая — Преподобного Феодора Трихины. Федор, Феодора Трихины, т. е. Власяничника. Так он назван потому, что во время своей подвижнической жизни носил на себе только одну власяницу. Наши предки верили, что на день памяти Феодора покойники тоскуют по земле, и потому, по сочувствию к их скорби, ходили на их могилы и оплакивали их разного рода причитаниями. 4 мая — Священномученика Ианнуария и дружины его. Мученика Феодора, иже в Пергии. День глиновяз, водошлеп, маковистая заря, грачи — стадом. 5 мая — Преподобного Феодора Сикеота. Апостолов Нафанаила, Луки, Клемента. Феодора Сикеота, Нафанаила, Луки. Лука. В старину девушки собирались в три часа дня на лугу водить хороводы. Этот обычай назывался “Ляля”. Считалось, что “змеи в Юрьев день ни грешных, ни святых не оставляют”, однако Георгий- змееборец — наделен способностью отвращать змей от человека. На Луку высаживают на грядки лук. 6 мая — Великомученика Георгия Победоносца. Мученицы царицы Александры. Мучеников Анатолия и Протолеона. Георгий Победоносец, Егорьев день, Егорий Весенний, Егорий (Юрий) вешний, Егорий Храбрый, Георгий, Юрья, Юрки, Юрий, Ягорий, Георг. День св. Георгия, известен под именем Юрьева дня весеннего; или голодного, для отличия в этом случае от другого праздника, осеннего, холодного. Св. великомученика Георгия считают покровителем полей и плодов. Еще до принятия Русью христианства св. великомученик Георгий почитался покровителем земледелия и пастушества. Вода, освящаемая в Юрьев день, имеет весьма благотворное значение для произрастания растений. Она известна под именем “Юрьевой росы”, и ею кропят поля и посевы при крестных ходах. Не менее целебное влияние Юрьева роса имеет на людей, скот и все живое как особое средство против болезней. Отсюда говорят о безнадежно больных в весеннее время, что “не выйтиде им на Юрьеву росу”. При выгоне скота в поле, окропляют его юрьевскою водою, чтоб он был здоров и благополучен во все лето. Около Юрьева дня обычно начинаются теплые дожди, благодетельные росы, от которых зеленеют луга, поднимаются всходы. В сельскохозяйственном быту с днем св. Георгия, связано немалое число примет и наблюдений, по которым и в настоящее время гадают об урожае и погоде. 7 мая — Мученика Саввы Стратилата и с ним 70 воинов. Евсей — овсы отсей, Савва. Пришел Евсей — овса отсей. 8 мая — Апостола и ев. Марка. Преподобного Сильвестра Обнорского. Марк-ключник. Ключником Марка называли из-за того, что он владел ключами от дождя, а значит, нужно ему помолиться, чтобы не запирал дождей, не творил засухи. И говорили, что если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных. 9 мая — Священномученика Василия, епископа Амасийского. Святого Стефана, епископа Великопермского. 10 мая — Апостола и священномученика Симеона, сродника Господня. Семен Равнопашец. Св. Стефан и св. мученик Симеон известны в народе под именем Ранопашцев, так как с дней их памяти почти повсюду начинается ранняя вспашка полей 11 мая — Аппостола от 70-ти Иасона и Сосипатра. Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана. Максим и Ясон — исцелители от лихорадки. Начинается сбор березового сока. Лучшее лекарство на Максима — березовый сок, им и отпаивали больных. 12 мая — Девять мучеников Кизических. Преподобного Мемнона чудотворца. Святого Василия, епископа Захолмского (серб.). Мученика Иоанна Валаха. Девять мучеников. Им молились от 9 напастей: чтоб не ломало, не томило, не жгло, не трясло, не вязало, не слепило, с ног не валило и в Мать-сыру земгю не сводило. 13 мая — Апостола Иакова, брата св. Иоанна Богослова, епископа Ставропольского. Яков-звездоночный. Хотя уже и выгоняли на выпас животных, но говорили: На Якова трава ниякова. 14 мая — Св. великого пророка Иеремии. Еремей-Запрягальник, Яремник. Он получил название Запрягальника, или Запашника, так как обычно в это время начинаются важнейшие сельскохозяйственные работы, которые преимущественно совершаются подъяремными животными. Эти работы — самые тяжелые и изнурительные как для земледельца, так равно и для рабочего скота, и естественно потому, что, принимаясь за них, просят помощи Божией. С этой целью в день пророка Иеремии они отправляют молебствия, окропляют земледельческие орудия богоявленскою водой и молятся этому угоднику о содействии им в предстоящих трудах. 15 мая — Святого Афанасия Великого. Перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба. Мучеников Еспера и Зои и чад их. Борис и Глеб Сеятели, Барыш-день, соловьиный праздник. Этот угодник особенно чествуется жителями Переяславской Украины, которые как “дым” сходились на берег Альты, освященной кровью святого князя Бориса (убит 1019 г., 24 июля). В России он слывет под именем Соловьиного дня, так как в это время прилетают соловьи. С именем и праздником свв. Бориса и Глеба связано довольно странное поверье: этот день называют “барыш- день”, и св. Бориса считают барышником, почему во многих местах купеческий люд празднует св. Бориса в надежде получить за это в течение всего года барыши. 16 мая — Мучеников Тимофея и Мавры. Преподобного Феодосия, игумена Печерского. Мавра Молочница, Зеленые щи, Тимофей. Мавра известна под именем Рассадницы, так как с этого дня в северных областях Украины начинают садить рассаду (т. е. молодую капусту) и вообще засевают огороды. Еще св. Мавру называют Молочною оттого, что в это время бывает жирное и самое густое молоко, чему, конечно, способствуют пастбища, покрытые мягкою и сочною травой, от которой скот поправляется и тучнеет. О той же св. мученице говорят: Мавра зеленые щи, давая заметить, что теперь огороды начинают доставлять пригодную для пищи молодую зелень (щавеля, лебеды, сныти, крапивы). 17 мая — Преподобномученицы Пелагеи. 18 мая — Великомученицы Ирины. Ирина (Арина) — рассадница, Капустница, Лопатница. Св. Ирину, подобно мученице Мавре, называют Рассадницею. Рассаживают капусту по грядкам, приговаривая: "Не будь голенаста — будь пузаста, не будь пуста — будь туга, не будь красна — будь вкусна, не будь стара — будь молода, не будь мала — будь велика!" При посадке рассады не едят хлеба, чтобы куры капусту не выклевали. 19 мая — Праведного Иова Многострадального. Преподобного Михея Радонежского. Иов Огуречник, Горошник, Росенник, Иов Белые Горохи. Его называет Горошником, или просто Белы горохи, оттого что в день его памяти, сеют горох. Праведный Иов известен также под именем Росенника, так как ожидают росы, очень полезной для растительности, а особенно для огурцов. 20 мая — Мученика Акакия, Преподобного Нила Саровского. Если в этот день кукует кукушка — погода будет хорошая. 21 мая — Апостола и ев. Иоанна Богослова. Преподобного Арсения Великого. Иоанн Богослов, Иван Пшеничник. С этого дня на севере Украины сеяли яровую пшеницу. Перед началом посева в старину пеклись особенные пироги, называемые обетными, которые главным образом назначались для неимущих и странников. День Иоанна Богослова чествуется и под именем “Никелина Банки”, т. е. Николина отца. Причиной этому служило то, что за этим днем непосредственно следует день святителя Николая, отчасти и внутреннее сродство обоих угодников Божиих по любви к ближнему. Иоанн Богослов является покровителем семейного очага, а также покровителем строительства нового дома и входа его. 22 мая — Пророка Исаии. Перенесение мощей святого и чудотворца Николая. Николин день Никола Весенний, Микола Вешний, Травный, Теплый. Его называют Николой весенним, вешним, травным от расцветающей весны. В связи с этим совпадением дня св. Николая с порою расцвета весенней растительности находится народное верование о его покровительстве лошадям. В этот день заказываются молебны с водосвятием, чтобы святой уберег коней от волков и медведей, даровал табунам здоровье. Одно из главных событий Николина дня — выгон лошадей в поле. Николу считали мужским праздником, так как в этот день впервые выезжали с лошадьми в ночное. По старинному украинскому поверью, со дня весеннего Николы начинается купанье, и раньше этого времени запрещается купаться. 23 мая — св. апостола Симана Зилота. Симон Зилот. В день памяти Симана Зилота празднуют именины матушки сырой земли. В день этого апостола ходят в лес собирать целебные травы, или, говоря по-местному,- зелье. В этот день ищут и клады, верят, что искателям особенно помогает апостол Зилот. 24 мая Священномученика Мокия. Равноаппостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Мокий (Мокей) Мокрый. В этот праздник на Украине не занимаются какой-либо работой под опасением, чтобы за это град не выбил засеянных полей. Празднуется память священномученика Мокия, которого называют Мокрым по созвучию слов: мокрый и Мокий. Причиной этому были частые дожди, которые нередко выпадают в это время. На Мокия мокро — все лето мокро. 25 мая — Святых Епифания, епископа Кипрского, и Термана, патриарха Константинопольского. Епифан. Епифан — коровий пан; выгоняют скот на луга. Утро Епифана в красном кафтане (красная заря) — к жаркому, пожарному лету. 26 мая — Мученицы Гликерии. Преподобномученика Макария. Лукерья Комарница. В это время появляются комары — верные предшественники тепла; потому она и получила прозвание Лукерьи Комарницы. В Украине св. Гликерию называют Гречкосейкой, так как теперь здесь производится сев гречи, так называемой “маевки”, которая редко бывает урожайною на зерно, и сеется для цвета, на корм пчелам. С этих пор ночи становились парными, а затем начинают появляться комары. 27 мая — Мученика Исиодора. Блаженного Исиодора. Сидор Огуречник. Этого угодника называется Сидором, и говорят: На Сидора еще сиверно, или: Как пройдут Сидоры, так пройдут и сиверы. Сидор Огуречник — надежно определяет характер лета. Частые громы — к изобилию. 28 мая — Преподобного Пахомия Великого. Пахом Бокогрей, Пахомий Теплый. Пахомия Великого называют теплым Бокогреем, так как с этого дня, усиливается весеннее тепло. 29 мая — Преподобного Феодора Освященного. Преподобного Ефрема Перекомского. Федор Житник. Называет его Житником, так как день памяти этого угодника служит самым крайним сроком для яровых посевов. На Федора непременно надо сеять жито. 30 мая — Апостола Андроника и святой Иунии. Благоверной княгини Евдокии (Евфросинии) Московской. Евдокия. Какова Евдокия — таково лето. 31 мая — Святых отцов Семи Вселенских Соборов. Мученика Феодота и мучеников Петра, Дионисия и иже с ними. Федот овсяник, Семь дев. Федотов день Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету. На дубе листва появилась — на урожайное лето.