НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ СЕНТЯБРЬ

СентябрьВ народе говорят: Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима. Если в сентябре массово опадают листья с многих видов деревьев – жди долгой и холодной зимы Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме. Холоден сентябрь, а сыт, сиверко да сытно. В сентябре одна ягода, и та горькая рябина. С сентября огонь и в избе и в поле. Летят в сентябре гуси – зиму на хвосте несут. В сентябре ложка воды делает два болота. Сентябрь слушает погоду января. Листопад – сентябрю внук, октябрю сын, а зиме родной брат. Теплая осень – к долгой зиме. Бабье лето с непогодой – к сухой осени. В сентябре дождь с восхода заглядывает и убегает, а южный свое дело знает. Богатый урожай желудей на дубах – на теплую зиму (в других источниках – на лютую), а на Рождество (7 января) – много снега. Погожие первые дни в сентябре – быть хорошей погоде весь месяц.Септемврий, девятый месяц в году, у римлян был седьмым, отчего и получил свое название (от septem). В старину коренным славяно-русским названием месяца септемврия был рюинь, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей; это название месяца септемврия можно встретить в древних наших месяцесловах и святцах. Сентябрь или септемврий – византийское название. Украинское название - вересень. До 1700 года с него начинался официальный церковный год. Сентябрь – зоревник, хмурень. 1 сентября – Св. мученика Андрея Стратилата. Тепляка – называют ветер, дующий в это время с юга и способствующий созреванию овса. 2 сентября – Пророка Самуила. Мучеников Севира и Мемнона и с ним 37 мучеников. Крестьяне отзываются об этом святом с любовью: Самойло – пророк сам Бога о мужике молит. Самойлин день Бога о мужике просит. Собираются в стаю самые первые перелетные грачи. 3 сентября – Апостола Фаддея. Мученицы Вассы. Преподобного Авраамия Смоленского. Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы. 4 сентября – Мученика Агафоника и иже с ним. Священномученика Афанасия, епископа, преподобной Анфусы. Огуменник, ветры-вихровеи раскидывают снопы по гумнам. 5 сентября – Мученика Луппа. Священномученика Иринея, епископа Лионского. Святого Каллиника, патриарха Константинопольского Со дня памяти св. мученика Луппа начинают являться первые заморозки, называемые луппенскими. С этого времени народ уже считал заморозки, приурочивая их к дням разных святых: Луппенские, Покровские, Михайловские, Екатерининские. Дозревает брусника и клюква, поспевают льны и овсы. Не соберешь овес – наглотаешься слез. По созвучию имени св. Луппы говорят: «На Луппа льны лупить». Еще св. Луппа называется Брусничником оттого, что поспевает брусника, клюква. Журавли летят низко, быстро, молчком – жди скорого ненастья. 6 сентября – Священномученика Евтахия, ученика святого Иоанна Богослова. Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится. 7 сентября – Апостола Тита, Святого Мины, патриарха Константинопольского. 8 сентября – Мучеников Адриана и Наталии. Сретение Владимирской иконы Божьей Матери. Эту угодницу называют Овсянницей, так как в это время оканчивают уборку с поля овса. В старину очень весело проводили Овсянницу; косари, собиравшиеся для косьбы овса, носили к хозяину в виде чучела овсяный сноп и получали от него подарки и угощения. Варят овсяный кисель да пекут блины – «Ондреян толокно месил, Наталья блины пекла». 9 сентября – Преподобного Пимена Великого. Преподобных священномучеников Кукии, Пимена постника Печерских. 10 сентября – Преподобного Моисея Мурина. Преподобного Иова Почаевского. Преподобного Саввы Крынецкого. Праведной Анны пророчицы. Моисей Мурин считается целителем от пьянства, ему назначается особая молитва, и вообще советуется людям, страдающим от запоя, обращаться с молебствиями о воздержании к этому угоднику. Причиной этого было то, что Моисей Мурин, в молодости занимаясь разбоями, страдал сильным пристрастием к вину. 11 сентября – Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мч. Анастасия. Этот день известен под именем Ивана Постного, или еще иначе – Головосека. Народ глубоко чтит день памяти мученической кончины св. Иоанна Крестителя и проводит его в строгом посте. В этот день не едят ничего круглого: яблок, картофеля (что напоминает голову), не варят щей, а также не рубят капусты, не срезают мака, не рвут яблок, не копают картофеля, не берут в руки косаря, топора и т. п. С Ивана Постного убирали репу. Иван Постный – последний срок стлать лен на стлищах. Если на Ивана Купалу собирают преимущественно травы, то на Ивана Постного – целебные коренья. Этот день завершает лето, встречает Бабье лето, а затем и осень открывает. 12 сентября – Преподобного Александра Свирского. Преподобных Христофора Римлянина и Фантина чудотворца. 13 сентября – Священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Святого Геннадия, патриарха Константинопольского. Начинали дергать морковь, копать свеклу, картошку. Уборка моркови, свеклы, копка картофеля, кроме репы. 14 сентября – Начало церковного новолетия. Преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы. 40 жен и мученика Аммуна, учителя их. Первая встреча осени. В допетровской Руси Новый Год начинался 1 (14 сентября), в Семенов день. Конец лета, начало зимы, последний посев. Наступление холодов, первые признаки зимы. Поэтому крестьяне к этой дате старались завершить все летние работы, заканчивался последний посев ржи. Нередко день Семена называют Бабьим летом, так как начинаются работы, которые проводятся женщинами (трепание пеньки, мочение льна и т. п.). Там, где есть бахча, в этот день убирают дыни, арбузы. На Симеона Столпника солят огурцы. На Семена хоронят мух и тараканов (чтоб пропали). Поэтому и рождались присказки: «На Семен-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши». Считалось, что неделя с 14 по 21 сентября всегда бывает теплая – бабье лето. Хотя бывало и наоборот, о чем говорят и сами приметы. 15 сентября – Мученика Маманта, отца его Феодота и матери Руфины. Преподобного Иоганна Постника, патриарха Константинопольського. Мамант жил в пустыне, и дикие козы сами приходили к нему, и он доил их и готовил сыры, которыми не только сам питался, но и торговал ими, раздавая вырученные деньги бедным и неимущим. Мамант покровительствова овцам и козам. Еще называли этот день овчарником. В этот день не выпускают со двора ни коров, ни овец. Считалось, что с ними может приключиться что- нибудь плохое. 16 сентября – Священномученика Анфима, епископа Никомидийского и с ним мучеников Феофила дьякона, Дорофея Домны девы и др. 17 сентября – Священномученика Вавилы, епископа Великой Антинохии. Преподобного мученика Афанасия Брестского. В этот день чтится память св. пророка и боговидца Моисея, видевшего Купину Неопалимую. Народ считает Пресвятую Богородицу Неопалимую Купину охранительницею от пожара и молнии. Неопалимая Купина изображается в средине горящего куста, потому что она в рождестве сохранила девство и осталась неопалимою от огня Божества. Пресвятая (Богородица) Дева и поныне называется громницей и в некоторых случаях ставится в особенно близкие отношения к Илье Пророку, громовику или громовержцу и те черты, какие принадлежали Илье Пророку, присвоены Пресвятой Деве. В этот день заказывают молебны о сохранении домов от пожара, а людей от всяческих болезней (антонов огонь, огневица, летуч-огневик и др.). 18 сентября – Пророка Захарии и правоверной Елисаветы, родителей святого Иоанна Предтечи. Святой пророк Захария и праведная Елисавета были родителями Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Захария был священником в Иерусалимском храме, а Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Царь Ирод знал о рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский (Мессия), в котором видел соперника на престол. Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. В эти дни Захария исполнял служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по велению Ирода, они убили святого пророка. Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а ее сын Иоанн пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу. Святая Елизавета предсказала Деве Марии рождение Христа, потому день этот считается удачным для предсказаний, гаданий и других «заветных», тайных дел. В этот день прогнозировали, какой будет зима. 19 сентября – Мучеников Евдоксия, Макария и Зинона. Преподобного Архиппа. Священномученика Кирилла, епископа Гортинского. Лист на дереве не держится. День укоротился на 5 часов. 20 сентября – Мученика Созонта. Святого Иоанна, архиепископа Новгородского. Преподобного Серапиона Псковского. Начинается уборка лука. В этот день заготавливали лук и развешивали по комнате, считая, что он принесет здоровье семьи. Много одежки на луковицах – быть зиме холодной. 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник называют Госпожинками или Пречистою другою для отличия его от дня Успения. Нередко он слывет под именем Аспожка, Спасова или Аспасова дня. Заканчивается бабье лето. Осенины – вторая встреча осени. В этот день женщины выходили встречать “матушку-Осенину” хлебом-солью. Луковая неделя. Собирают лук. Начало торговли луком. Чернушку и севок – на семена, а репку или «лук старой земли» – для стола. В этот день ходили в гости к новобрачным, чтобы «навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье и поучить уму-разуму». А молодым полагалось обо всем перед гостями отчитаться. Старшие члены семьи приглашали к себе младших. Их обильно угощали и не забывали при этом поучать. 22 сентября – Правоверных Богоотца, Иоакима и Анны. Мученика Севериана. День рожениц. В этот день поминают не только мать Богородицы, Анну, но и повивальную бабку, которая помогла ей разрешиться от бремени. Варили кашу и угощали повивальных бабок. Осенины прошли – прощайся с теплом. С этого времени начинались посиделки: девушки собирались в одной избе и пряли, а парни приходили с гармошкой и угощением выбирать себе невест. Замужние женщины на посиделки не ходили, но по вечерам подолгу засиживались за работой при зажженном огне – это называлось «засидки». 23 сентября – Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Преподобного Павла Послушливого, Печерского. С этого дня разрешалось рвать рябину (из-за заморозков в это время она становилась сладкой). Ягоды рябины срывали и вешали гроздьями под крышу дома – на счастье. Осеннее равноденствие, лето кончается, осень начинается. 24 сентября – Преподобной Феодоры Александрийской. Мучеников Дмитрия, Еванфии и Димитриана. Наступает пора капустных вечерок, которые длятся две недели. Работа всех членов семьи и называлась «капустником», конечно, не обходилось без шуток за работой – отсюда пошло название шутливых вечеринок с пародийными номерами. По традиции в этот день приглашали соседей и свежесваренным пивом поминали святую Феодору. 25 сентября – Священномученика Артамона. Мученика Иулиана и с ним 40 мучеников. Правоверного Симеона Верхотурского. Преподобного Вассиана Тиксенского. Симеон Верхотурский прославился тем, что ходил по селам в качестве портного. Выбрав дома, где жили бедные семьи, заходил туда и шил бесплатно одежду всей семье, после чего шел дальше, к следующему селу. В этот день змеи перебираются на зимовку в леса. 26 сентября – Священномученика Корнилия. Мучеников Кронида, Леонтия и Серапиона, мученика Луки. Убирают все корневые овощи – картофель, брюкву, морковь, хрен – кроме репы. Считается, что с этого дня в природе замирает животная и растительная жизнь. Существовали поверья, что в этот день все змеи уходят в леса и прячутся под землю. 27 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Это – большой христианский праздник. Третья встреча осени. В летописях этот день именовался “ставровым днем” (от stauros – крест). Киевская летопись под 1154 г. замечает: “разболеся Изяслав Мстиславич на ставров день”. Воздвиженье – постный праздник. Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнутся. В народе эти названия толкуются как приближение зимы, уборку хлеба с полей и т. д.: “пришло сдвижение – кафтан с шубой сдвинулся”, или “хлеб с поля сдвинулся”. Приурочение этого поверья к празднику Воздвижения объясняется наступлением в это время холодов, которые гонят из наших стран птиц в более теплые страны, а гадов заставляют скрываться в глубь земли. Приметы этого дня говорили о приходе холодов. 28 сентября – Великомученика Никиты. Святого Акакия исп., епископа Милитинского. Этот угодник почитается покровителем детей от болезни, известной под именем родимца (падучей младенческой болезни). Он известен также под именем Гусепролета. В это время улетают от нас на зиму дикие гуси. Считали, что если гуси высоко летят, то снег будет глубокий, низко – неглубокий. Его называют и Репорезом, потому что с этого дня начинают резать репу, бить домашних гусей. В этот день стригли овец, тогда они успевали обрасти до холодов новой шерстью. 29 сентября – Великомученицы Евфимии всехвальной. Святого Киприана. Мученицы Людмилы, княгини Чешской. 30 сентября – Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. Софья, Вера, Надежда, Любовь. Всесветные бабьи именины.